Содержание

Назад  • Дальше



Глава 17. Процессы печати


ВВЕДЕНИЕ И ТЕРМИНОЛОГИЯ

1. Полезность знаний о процессах печати

Для PR-специалиста необходимо хорошо разбираться в типографских процессах. Ему часто приходится сталкиваться с данными, печатью, способами печати и предъявляемыми ко всему этому требованиями. Например, это важно понимать, когда занимаешься составлением списка рассылки для пресс-релизов. Для PR типографский мир – родственная область, и это справедливо даже для развивающихся стран или стран, где большая часть населения неграмотна, т.е. там, где газета может не быть таким доминирующим СМИ, как на Западе. Даже простая листовка или постер требуют некоторых знаний о печатных процессах.

Важно, по крайней мере, уметь различать шесть основных процессов, знать их основы и понимать, какой вид материалов требуется для печати в каждом случае. Шесть основных способов печати: высокая печать, литография (офсет), гелиогравюра (глубокая печать), флексография и цифровой метод.

Всегда полезно посетить типографию и на практике посмотреть, как все это работает. Однако типография может быть оборудована только для производства определенных типов работ, таких, как книги, газеты, календари, канцелярские товары, бизнес-формы, наклейки, этикетки, упаковки, рекламные брошюры и буклеты или иная типографская продукция на заказ. Поэтому надо посетить огромное число полиграфических предприятий, чтобы досконально во всем этом разобраться. И если предоставляется возможность посетить типографию, то ею следует воспользоваться.

В основе работы всех печатающих устройств лежит один процесс: передача изображения на бумагу или на какой-то другой материал, но каждый процесс происходит по-разному.

(a).При высокой печати и флексографии печать осуществляется с выпуклых поверхностей (рельефа).

(b).При литографии печать происходит с плоских поверхностей (плоская печать).

(c).При глубокой печати печать осуществляется с поверхностей с углублениями (металлография).

(d).При растровой печати используются трафареты.

(e).При цифровом способе используются приемы плавления тонера.

Прежде чем обсудить технические подробности каждого процесса, познакомимся с областями, тесно связанными с печатью.

2. Типография: система печати

В традиционной высокой печати слова обычно составляются из металлических форм. Размер шрифта (отдельных видов написания знаков) обычно измеряется системой пунктов. Такой способ был изобретен в Чикаго в 1892 г. На один дюйм (25,4 мм) приходится 72 пункта. Типичные размеры: 6 пунктов, 12 пунктов и т.д. Газетный текст обычно печатается размером 8 пунктов, книжный – 10 пунктов. Это вертикальное измерение высоты используемых букв. Получения больше белого пространства между линиями при печати можно добиться при помощи интерлиньяжа, для чего в прошлом использовались специальные металлические вставки из свинца. Для раздела строк существует и другой способ, когда это расстояние задается в самих металлических формах. В этом случае термин «10 на 11» означает, что высота шрифта 10 пунктов, а 1 пункт добавляется для передачи расстояния между соседними строками.

Однако, как будет показано в 10, в настоящее время большая часть процессов, связанных с набором, компьютеризированы, и поэтому теперь размеры шрифтов могут не соответствовать системе пунктов. Шрифт может быть увеличенным, сниженным, разреженным, сжатым, и все это может быть сделано в электронном виде через клавиатуру компьютера или при изготовлении печатных форм любая страница может быть изменена таким образом, чтобы она отвечала формату конкретного издания.

3. Гарнитура, комплект и семейство шрифтов

Дизайн шрифта называется гарнитурой (face). В настоящее время имеется множество разновидностей шрифтов: Perpetua, Times, Gill Sans, Bodoni, Goudi, Palatino, Univers, Baskerville и др. Шрифт без засечек (например, Gill или Univers) не имеет серифов, или коротких линий (например, таких, как в буквах латинского алфавита d или t). Такой шрифт может применяться для передачи заголовков.

Слишком много букв без засечек читать трудно, но это именно та ошибка, которую часто можно встретить в рекламных сообщениях. Особенно трудно читать текст, выполненный таким шрифтом, на глянцевой бумаге. Текст в этой книге напечатан шрифтом, имеющим засечки, так как подобные материалы было бы намного труднее читать, если они были бы напечатаны шрифтом без засечек, в то же время он идеален для заголовков, набранных жирным шрифтом.

Рис. 17.1. Основные характеристики шрифта

Если толщина засечки такая же, как у остальных элементов шрифта, такая разновидность называется прямоугольной засечкой, или египетским вариантом. Часто такие шрифты и названия имеют «египетский колорит», например, Cairo или Karnak, хотя наиболее известный шрифт этого типа Rockwell.

Полный набор характерных свойств, включающих буквы алфавита, цифры, знаки пунктуации и другие знаки, называется комплектом (fount). Существуют два объяснения – с исторической точки зрения – происхождения этого слова (применительно для английского языка – прим. переводчика.). Утверждают, что в начале, когда типографскими работами занимались монахи, все буквы алфавита хранились в запасном источнике (fount), который также использовался периодически для крещения. Но слово fount (которое часто пишется и произносится как font), можно также вывести из старофранцузского языка (от слова fondre), что означает отливку, расплав, что ближе по сути процессу печати.

Различия в толщине шрифта называются насыщенностью (weights), и поэтому разные степени насыщенности описываются как тонкая, средняя, плотная и очень плотная. Полный набор используемых алфавитов, выполненных в различных стилях, называют семейством шрифтов (typographical family).

Рис. 17.2. Семейство шрифтов

Рис. 17.3. Некоторые основные типы стилей (сверху вниз)

У некоторых шрифтов существуют сжатые и разреженные варианты написания. Прямой вариант называется латинским (антиква), наклоненный – курсивом, вариант, в котором буквы похожи на написанные от руки, – рукописным. Остальные виды шрифтов похожи на те, которые использовались в пишущих машинках или в старых образцах печати, когда литеры изготовляли вручную.

Существуют несколько сотен шрифтов, число которых еще более возрастает, если принять во внимание отдельные версии стиля, создаваемые с целями обеспечения копирайта. Прежде чем заказывать вариант шрифта в типографии, нужно уточнить, какие из них имеются в наличии или могут быть получены. Заказ специального шрифта в небольшом количестве, например, для оформления выставки или заголовков, называется покупка сорта (buying sorts). В настоящее время огромное разнообразие шрифтов можно получить с помощью компьютера.

4. Бумага для печати

При высокой печати можно использовать широкий диапазон бумаг, из которых укажем только некоторые.

(a).Газетная бумага (newsprint) дешевая разновидность бумаги, легко впитывающая жидкость, вполне пригодна для печати газет.

(b).Суперкаландр (supercalendered) дешевая разновидность бумаги, прошедшая через механическое полирование, пригодна для печати журналов.

(c).Антиква (antique) бумага с толстой, шероховатой поверхностью, легко впитывающая жидкость, иногда применяется для печати книг.

(d).Искусственный пергамент (imitation art) глянцевая бумага с добавками.

(e).Мелованная бумага (art) бумага высоко качества с покрытием и добавками, глянцевая с одной или обеих сторон.

При ротационной офсетной печати выбор бумаги ограничен той, которая выпускается в рулонах. Чаще всего в типографиях имеется газетная бумага, суперкаландр или специальная бумага для офсетной печати. При литографской печати листами выбор бумаги более широкий. Здесь также есть специальные разновидности бумаги для офсетной печати.

НАБОР

Существуют несколько способов набора для высокой печати, которые описываются ниже. В США, Европе и Великобритании и других развитых странах большинство из них уже заменены компьютерным набором.

5. Ручной набор

Этот прием используется в высокой печати при небольших партиях для набора линий, заголовков или внесения исправлений. Наборщик берет литеру из наборной кассы, где они находятся в кассетах. Набор осуществляется в верстатке, который наборщик держит в руке. Литеры строчных букв расположены в наборной кассе строчных букв, прописных – в наборной кассе прописных букв.

6. Строкоотливные наборные машины

Существуют наборные машины для высокой печати, которые отливают в металле линотипные строки (slugs) требуемой ширины колонки – линотипы. Линотипная строка – это единая металлическая полоса с содержащимся на ней шрифтом. Из строк затем набирается форма для печати газет. Оператор сидит за клавиатурой, и когда он нажимает клавишу, из кассеты машины вниз опускается матрица, выравнивается относительно предыдущих строк с учетом заданного расстояния между ними и создается отливка строки. Машина работает настолько быстро, что пока оператор работает с одной строкой, происходит отливание предыдущей строки, и в кассету возвращаются матрицы, которые были поданы для отливки ранее. В каждой кассете хранится определенный тип шрифта, а сами кассеты являются взаимозаменяемыми. Во многих зарубежных типографиях активно применяется интертип, аналогичный линотипу.

7. Монотип

Если интертип или линотип создают строки заданной ширины колонок, монотип производит отдельные литеры, что в определенной степени напоминает ручной набор. Этот тип набора в основном применяется для печати книг или работ, насыщенных формулами, математическими знаками или техническими символами. Здесь вместо исправления всей строки можно осуществить коррекцию, исправив всего одну литеру. Эта система состоит из двух частей: клавиатуры, которая подает небольшой рулон перфорированной бумаги, и отливного аппарата, который управляется сжатым воздухом, выдуваемым через отверстия в перфорированной бумаге.

8. Ludlow

Это шрифтолитейная машина компании Ludlow, в том числе и для отливки газетных заголовков.

9. Фотонабор

Фотонабор революционизировал весь процесс печати, поскольку здесь металл вообще не используется. Теперь в процессе компьютеризированного фотонабора можно готовить полностью сверстанные страницы, т.е. текст в сопровождении рисунков, в виде фотографического негатива, с которого их можно переносить на литографическую пластину. Специальное оборудование не только выполняет эти операции, но может также хранить введенную информацию для использования в будущем, легко осуществлять исправления и предоставлять материал, готовый для воспроизведения специальной камерой.

10. Современное компьютеризированное производство газет

Существует множество компьютеризированных систем набора, редактирования и форматирования, начиная от настольных компьютеров, таких, как Apple Macintosh, и программного обеспечения, например Adobe PageMaker, до крупных современных систем, используемых для печати общенациональных газет. Редакционные офисы с прямым вводом материалов могут располагаться за много километров от типографии, однако, имея он-лайновые связи, страницы можно редактировать в одном месте и пересылать материал по телефонной линии в другое место для набора и печати. Например, некоторые лондонские газеты редактируются в Лондоне, но для печати используют типографии, расположенные по всей стране, например News Center в Портсмуте.

Современный набор – совершенный процесс и имеет много преимуществ по сравнению с использованием металлических форм. Однако и у него есть проблемы и свои особенности. Так, можно запрограммировать стилевое решение полосы, но если в программе есть ошибки, то эти ошибки будут периодически повторяться. Операторы, вводящие информацию, могут нажать, например, на клавишу для курсива и не отпустить ее в нужный момент, в результате чего курсив появится там, где его не должно быть. Существуют два стиля набора строк: с переносами и без них, и строки не раздвигаются так, как это можно сделать при помощи линотипа. Еще одна проблема: операторы, занимающиеся вводом информации, могут допускать ошибки просто потому, что их легко исправлять, но для этого корректорам необходимо их найти!

Одна из наиболее известных систем автоматизированной подготовки газеты – АТЕХ компании Kodak. Появилась она в США, но теперь распространена по всему миру и используется более чем 600 издательствами. Созданная в 1970-х годах как система работы с текстом и обработки информации сейчас это эффективная по затратам интегрированная электронная издательская система. АТЕХ может создавать все текстовые и графические элементы, в том числе растровые изображения и другие элементы, и выдавать полные страницы с этими элементами для изготовления печатных форм. В электронном виде она заменила прежнюю систему высокой печати со всеми теми многочисленными и достаточно сложными и трудоемкими процессами, о которых мы говорили.

С этим оборудованием возможно работать в очень оперативном режиме, на основе непосредственно вводимого материала, иногда в течение всего нескольких минут, если это необходимо. Например, выпуск спортивных страниц, когда результаты матчей поступают со всей страны для субботних вечерних спортивных изданий, может занимать всего 15 минут.

Рис. 17.4. Офсетная печать: от диска до доставки

1. Компьютерная дискетка. 2. Набор текстового материала непосредственно через клавиатуру. 3. Сброс материала с дискетки. 4. Черно-белое или цветное сканирование графических материалов. 5. Макетирование материала. 6. Получение цветоделенных изображений. 7. Перезапись данных. 8. Корректура. 9. Лазерная распечатка оригинал-макета. 10. Цветоделение с высоким разрешением. 11. Печатные платы. 12. Офсетная печать в одном или нескольких цветах. 13. Доставка

Если обобщить кратко, системы АТЕХ дают издателям четыре обобщенные услуги.

(a).Редактирование текста. АТЕХ позволяет пользователям создавать текст и подбирать к нему заголовки, вычитывать макет, разбивать весь материал на отдельные страницы и редактировать, используя для этого клавиатуру и дисплей компьютера. Редакторский офис состоит из ряда рабочих мест, оборудованных небольшими компьютерами. В современном варианте «безбумажных офисов» машинисток нет.

(b).Оформление. АТЕХ упрощает форматирование страницы, обеспечивая ее демонстрацию на экране, т.е. все исправления и добавления в ходе редактирования сразу же наглядно отображаются на экране.

(c).Подготовка рекламы, размещаемой в газете. АТЕХ позволяет пользователям создавать, управлять и отслеживать производство всей рекламы в режиме единой базы данных. Позволяет правильно указывать цены, осуществлять автоматическую проверку и предоставлять быстрый доступ по каждому рекламодателю. Это особенно полезно, если реклама, размещаемая в специальных рубриках, передается по телефону или есть операции, осуществляемые в режиме телефонных продаж.

(d).Производственные цели. АТЕХ позволяет готовить оригинал-макет и выдавать целые полосы. Менеджеры, занятые производством, имеют возможности для ведения мониторинга и отслеживания текущего состояния работ.

11. Типографский центр NewsCenter в Портсмуте

Компания Portsmouth Publishing & Printing Ltd – одна из самых современных типографий мира, печатающих газеты. Здесь не только печатают шесть еженедельных газет и четыре выпуска вечерней газеты The News, которые распространяются большими тиражами, но многочисленные специальные издания сувенирного характера, например, сувениры, посвященные 60-летию Королевы. Здесь печатают как газеты, продаваемые за плату, так и бесплатные издания для читателей, а также фирменные журналы для IBM или British Airways и другие журналы.

Качество печати значительно превосходит стандарты высокой печати на Флит-стрит, бывшем центре печати, что позволяет получать более четкие распечатки и фотографии с большим разрешением.

Как для работы с рекламой, так и для редакторских целей используются современные технологические методы. В News Center есть офсетные машины Goss Metroliner, которые задействованы семь дней в неделю, печатая 192 полосы формата таблоид или 96 полос газетного стандартного формата с высокой скоростью. Также на этом оборудовании можно печатать до 32 полос в полном цвете.

В Центре занято более 650 сотрудников, а процессы печати продолжаются 22 часа в день. За час Metroliner может отпечатать 70.000 экземпляров. При этом в рабочем помещении во время печати не находится ни одного человека, а все операции контролируются при помощи компьютеров. Чтобы войти в рабочее помещение, необходимо надевать специальные наушники, поскольку шум там на расстоянии полуметра от фальцевального аппарата составляет 103 децибела.

Чтобы добиться тонкого разрешения для последующей цветной печати, используются лазерная технология и сканер Dainippon SG737.

Для подготовки печатных форм специально адаптированная компьютерная система сканирует полосу, выполненную в негативном режиме. Информация о плотности изображения передается в мини-компьютер Digital Equipment Corporation PDP 11/44. Он задает корректировку по чернилам, что позволяет ускорить начало печати, и сократить количество испорченной бумаги, в результате чего начинают оперативно выпускаться экземпляры требуемого качества.

В печатном цехе стоят компьютерные консоли, позволяющие провести тонкую настройку подачи чернил и счетчика отпечатанных экземпляров. Кроме того, в типографии используется терминал дисплейного типа, при помощи которого можно управлять компьютером, чтобы вносить изменения непосредственно в процесс печати. Печатное оборудование может показать процесс печати либо на экране, либо выдав типичный готовый экземпляр. Все изменения, вносимые в процессе печати, фиксируются в специальном регистре.

Контрольные операции проводятся из специальной кабины с двойной системой звукопоглощения и кондиционированием воздуха. Длина этой кабины равна всему печатному оборудованию, а с обоих ее торцов имеются двойные двери с воздушным замком. Сама кабина располагается между двумя машинами Metroliner. Во время работы печатного оборудования сотрудникам редко приходится выходить из кабины. Если необходимо посмотреть качество печатной продукции, экземпляр может быть доставлен в кабину автоматически. Каждая машина закрыта звуконепроницаемыми стеклянными панелями, и поэтому когда одна из них работает, можно заниматься второй.

Рис. 17.5. Многокрасочная пробная печать с последовательным

высушиванием каждой краски: система Cromalin EasySprint

использует бесчернильные тонеры, позволяющие добавлять

в них специальные цвета

Подсчет числа экземпляров, комплектование пачек, упаковка пачек в пленку, перевязка пачек тесьмой осуществляются системой Muller Martini and Signode, которая стоит в отделе отправки продукции. Она также позволяет контролировать качество упаковываемых газет для каждого агента, которому они отправляются.

Упаковки со вновь изданными газетами отправляются на участок, похожий на авиационный ангар, достаточно большой, чтобы туда сразу могли заехать три самых длинных и больших грузовика.

В 1991–1992 годах Portsmouth Publishing and Printing Ltd заменила свою редакторскую систему DEC терминальной системой 120 датской компании Dansk Data Electronic (DDE). Новая система, стоимость которой превышает 1 млн. фунтов стерлингов, позволяет одновременно редактировать нескольких страниц, демонстрируя на экране страницу полностью – со всеми ее элементами: текстом, фотографиями и рекламными объявлениями.

В 1997 г. была принята новая система рекламы от MILES 33, предоставляющая рекламодателям и операторам большую гибкость при размещении и обработке заказов на рекламу.

ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ

12. Общие положения

Длительное время высокая печать была наиболее популярным процессом печати в Великобритании. Однако значительный прогресс в офсетно-литографической печати (форма литографии, при которой чернила не подаются непосредственно с изображения на бумагу) и введение в США сетевого газетного пресса (печатает на высокой скорости на вращающихся барабанах бумаги, а не на отдельных листах) изменили за последние десятилетия способы печати, используемые в Великобритании. Печатать газеты с помощью сетевого пресса значительно экономичнее, так как позволяет использовать огромные рулоны бумаги.

В конце 1980-х годов национальная пресса, символом которой была Флит-стрит, стала отказываться от высокой печати, заменяя ее литографским способом. Для этого либо открывались новые предприятия в восточной части Лондона, либо заказы по контракту размещались вообще за пределами британской столицы. Группа Daily Mail Group в 1988 г. на своем новом предприятии ввела флексографию.

Газеты с высоким качеством печати, выпускаемые на офсетно-литографическом оборудовании и часто полностью цветные, за последние годы стали привычными и выпускаются уже во всем мире. Правда, в Великобритании из-за сопротивления профсоюзов этот тип производства внедрялся медленно. Ситуация объяснялась тем, что этот процесс требует меньше операторов, однако возможно провести переподготовку прежних сотрудников, что позволяет оставить рабочие места за большей частью прежних работников.

К концу 1990-х годов традиционные формы высокой печати из практики работы в Великобритании практически полностью исчезли. Национальные ежедневные и воскресные издания печатаются теперь на сетевом офсетном или флексографическом оборудовании. Большинство журналов печатались таким способом, а также при помощи глубокой печати. Единственными видами работ, для выполнения которых высокая печать пока еще используется, остаются разовые заказы клиентов.

Однако за пределами газетного мира высокая печать еще сохраняется. Сложный характер этого процесса способствует сохранению этого оборудования для таких мелкотиражных работ, как визитные карточки или фирменные бланки, а также для работ, где требуется очень высокое качество печати. Здесь может использоваться самая разная бумага, от газетной до мелованной, хотя в зависимости от этого репродукция фотографий может быть самой разной: от плохой до очень хорошей (см. 14).

При высокой печати рельеф, или выпуклая часть, при нанесении на нее чернил дает отпечаток на бумаге. Это похоже на то, как работает печатная машинка. Высокую печать можно иногда узнать по некоторой выпуклости знаков с обратной стороны листа или легкому эффекту ореола вокруг каждого отпечатанного знака.

13. Растровые изображения

Плоские, тональные участки, такие, как фотографии или рисунки, могут быть репродуцированы только в том случае, если печатная плата получила и передала чернила. Если рисунок просто перенесен на металлическую пластину для печати, эта пластина при нанесении на нее чернил может передать только то изображение, которое есть на ней, т.е. все выпуклые части с нанесенными на них чернилами, при печати перенесут его на бумагу в виде темного пятна.

Растровые изображения создаются за счет перевода изображений на фотографии в отдельные точки разного размера, в зависимости от того, какие оттенки цвета – светлые, средние или темные – надо передать. Точки более крупного размера передают более темные участки фотографии, а большие участки белого цвета вокруг небольшой центральной точки создают впечатление более светлого цвета. Общее изображение создает впечатление исходной фотографии.

Точки создаются при помощи размещения проекционных растров между линзой камеры и печатной пластиной, которая является чувствительной к свету. В основе термина «растровый, полутоновый» (halftone) лежит идея используемого экрана, который удаляет половину изображения при передаче тональности. Чем тоньше экран и четче точки, тем выше четкость изображения, что мы можем видеть в журналах высокого качества, в то время как при использовании этого метода на плохой газетной бумаге эти точки иногда даже видны невооруженным глазом.

Растровые изображения могут использоваться в высокой печати, флексографии, офсетной печати и растровой печати, но не в глубокой.

14. Растровые экраны

Экран состоит из двух стекол, соединенных друг с другом. Стекла разграфлены линиями, например, через 45°, которые на каждом стекле идут в противоположном направлении, и когда стекла совмещаются друг с другом создается экран в виде ромбовидного узора. Экраны различаются количеством линий на дюйм (25,4 мм), от 65 при печати на газетной бумаге до 200 – на мелованной (более качественной) (рис. 17.6). Тонкость используемого экрана зависит главным образом от качества бумаги, но на его выбор также влияют чернила и процесс печатания.

Рис. 17.6. Растровые экраны

Копировальная установка фотографирует рисунок, который необходимо напечатать, при этом свет разделяется при помощи экрана таким образом, что рисунок переносится на пластину в виде точек. Поскольку экран устанавливается на некотором расстоянии от пленки в камере, ромбовидный узор преобразуется в круглые точки. Тип точек затем передается с пленки на пластину, и при помощи химического процесса травления часть материала пластины вокруг точки удаляется, в результате чего появляется пластина дня высокой печати с выпуклой поверхностью точек, которая позволяет переносить на бумагу рисунок в виде точек разного размера. При офсетной печати экран находится в контакте с пленкой. Растровый рисунок прикрепляется вместе с набранным материалом к основе, с которой затем получают печатные пластины.

15. Цветная печать

Для полноцветной печати и непрерывной передачи тонов, в том числе и прозрачных или на рисунках, используется цветная печать, известная как «печатный процесс в четыре краски», так как в этом случае рисунок формируется из трех основных красок: пурпурного (красного), голубого и желтого. Для четырехцветной работы этого типа используются фильтры, поэтому для каждого цвета могут быть сделаны отдельные платы, и каждый цвет должен печататься в совмещении с остальными. Поскольку экраны для каждого цвета имеют линии, начерченные под разными углами, точки печатаются в разных мест