Политический капитал и политическое банкротство Составляющие политического капитала и средства его увеличения Политический капитал — это ключевое понятие в имидже общественного объединения. Пожалуй, наиболее близкий к нему «пиаровский» термин — это «бренд», хотя и он не полностью отражает сущность данного явления. Если фирма, торговая марка которой не является брендом, все равно может долго и достаточно успешно существовать, то общественное объединение без политического капитала функционировать просто не может. Поэтому гораздо ближе здесь будет экономическое понятие «капитала», поскольку без него не сможет работать ни одна фирма. Опыт показывает, что многие общественные объединения обходятся без денег, и вполне неплохо; могут они обойтись и без офиса, средств связи, транспорта, оргтехники, даже без идеологии. Определенное число объединений существует, даже не привлекая новых членов и сторонников. И единственное, благодаря чему это удается, — тот самый «политический капитал». Интересующий нас термин относится к исключительному ведению «паблик рилейшнз»: это полностью нематериальное явление, регулируемое только с помощью PR-технологий или заменяющих их действий. Говоря проще, политический капитал — это совокупность всех возможностей, предоставляемых имиджем общественного объединения. Чтобы более наглядно оценить сущность этого понятия, вначале остановимся на том, что сюда не входит: это финансовые возможности и любые экономические ресурсы, а также их производные. Возьмем такую ситуацию. Все счета вашего объединения «заморожены», офис сгорел, а вместе с ним и имущество; все штатные работники уволились, а чиновники, получавшие от вас ценные подарки, не желают с вами разговаривать; наличные деньги тоже закончились, а спонсоров не предвидится. Короче говоря, с экономической точки зрения у вашего объединения не осталось ничего. То, что есть у него в этой ситуации, как раз и определяется понятием «политический капитал» — что вы в состоянии сделать, оставшись «на нуле». Для серьезного общественного объединения любые экономические сложности вовсе не являются проблемами; чаще всего ему есть куда обратиться, чтобы получить бесплатно новый офис и оргтехнику, а также все остальное, что требуется для работы. И причина здесь одна — эффективный имидж, обеспечивающий ему влиятельных сторонников, готовых помочь «за идею». Более того — некоторые объединения вообще не имеют собственных средств и имущества, но в состоянии решить такие вопросы, которые не по плечу ни одному профессиональному лоббисту. Итак, рассмотрим основные составляющие вашего политического капитала (схема 9).
СХЕМА 9. Структура политического капитала
Сюда входят: Влияние на органы власти и местного самоуправления. Здесь подразумевается то влияние, которое ваше объединение имеет непосредственно, не прибегая к взяткам и иным правонарушениям. Кому-то удается неограниченно влиять на местную администрацию, другим — на орган представительной власти, а в отдельных случаях вы в состоянии воздействовать только на одно из подразделений органа власти — комитет, департамент. К примеру, ваше объединение в состоянии повлиять на окружное полпредство Президента РФ, администрацию района и территориальный орган антимонопольного комитета. Влияние на значимые персоны. Здесь имеются в виду выборные должностные лица, известные политические и общественные деятели и т. п. Например, вашему влиянию доступны мэр города, четыре депутата областного Законодательного Собрания, председатель областного совета ветеранов и глава местной епархии православной церкви. Возможности мобилизации сторонних финансовых потоков. Здесь имеются в виду не личные средства вашей организации или ваши собственные, а те спонсорские пожертвования и инвестиции, которые вы в состоянии привлечь под какой-то проект или социально значимое дело, на оказание благотворительной помощи обратившимся к вам людям. Допустим, к вам обратилась группа инвалидов, нуждающихся в срочном лечении; вы в состоянии привлечь спонсоров, которые полностью оплатят их лечение, закупят медикаментов на два года и приобретут сто двадцать мотоколясок. Спектр решаемых вопросов. Не важно, каким образом, но каждое общественное объединение в состоянии через свои связи решить определенные вопросы: например, обеспечить отвод земли, ускорить рассмотрение жалобы и др. К примеру, вы можете устроить отпрыска любого нужного человека в институт, обеспечить выделение льготного муниципального кредита и «организовать» полное отпущение грехов прямо от Папы Римского. Уровень официальной поддержки. Здесь подразумеваются те уровни, на которых располагаются поддерживающие вас силы, — общероссийский, региональный, местный. Допустим, наибольшей поддержкой вы пользуетесь на уровне своего муниципального образования, но имеете немалые связи и в федеральном центре. Возможности мобилизации людских ресурсов. То количество людей, которым в состоянии управлять объединение, а также располагаемый электорат. Например, вы можете за один день вывести на пикетирование три тысячи человек или обеспечить поддержку любому кандидату не менее чем семьюдесятью тысячами голосов. Влияние на СМИ. Наличие «своих» журналистов, отношения с редакциями, возможности освещения деятельности. Допустим, в одной из местных газет вы можете организовать вообще любую публикацию, в другой — облить грязью кого угодно, а в третьей — превознести кого-то «до небес». Контролируемые коммуникативные каналы. Некоторые объединения в состоянии управлять слухами, другие — действовать только через СМИ, третьи могут создать любое отношение к проблеме в органах власти. Например, в вашем распоряжении канал управления слухами, позволяющий в течение двух дней убедить всех жителей микрорайона поверить любой гадости о любой фигуре. Влияние на социальные категории. Это в особых объяснениях не нуждается: одних поддерживают преимущественно пенсионеры, других — молодежь, третьих — работники бюджетной сферы, еще кого-то — представители бизнеса. Например, вас безусловно поддерживают учителя и пенсионеры в возрасте за девяносто лет. Наличие собственных «значимых фигур». Лица из числа «значимых персон», входящие в состав объединения, и его «раскрученные» лидеры. Допустим, у вас такими фигурами являются: вы сами как лидер движения; депутат Госдумы, избранный при вашей поддержке, ваш главный идеолог. Дивиденды Истинная ценность политического капитала заключается, в первую очередь, в том, что он «вложен в дело» и, соответственно, способен приносить своему обладателю определенные «дивиденды». Если ваш политический капитал по какой-то причине не приносит вам дивидендов, остается предположить лишь одно — у вас его просто нет. Первый и основной вид получаемых дивидендов относится к обеспечению повседневной деятельности объединения. Наличие политического капитала как раз и позволяет вам иметь офис, оргтехнику, транспорт, содержать штатный аппарат. Дивиденды выражаются и в том, что вам попросту удается осуществлять свою уставную деятельность, а также в приросте рядов. Общественное объединение — на то и «общественное», что имеет возможность сделать очень многое бесплатно, на общественных началах. Здесь имеются в виду не только мелкие возможности, но и лоббистские ресурсы. Второй вид — это персональные дивиденды, получаемые лидерами объединения. Опять же отметим — у вашего объединения просто нет политического капитала, если руководство им не приносит вам никаких благ. Обычно они выражаются в повышении социального статуса, возможностях приобретения личных связей, вхождении в число значимых фигур. Существует и феномен деперсонифицированной имиджевой «раскрутки» персоны полностью за счет политического капитала общественного объединения. В этом случае один из лидеров может вообще не заботиться о своем личном имидже, зарабатывая авторитет чисто за счет того, что возглавляет свое объединение. В достаточно успешных объединениях персональных дивидендов со временем становится все больше, и они в состоянии обеспечить общественного деятеля ничуть не меньшими возможностями, чем имеет высокопоставленный чиновник или бизнесмен, а подчас и большими. Третий вид — дивиденды для членов объединения и сторонников. Человек, просто состоящий в вашем объединении, должен иметь набор совершенно конкретных преимуществ перед теми, кто в нем не состоит; если этого нет, то пора менять того, кто отвечает у вас за имидж и PR-обслуживание. Допустим, членский билет объединения служит пропуском в закрытые административные здания, каждый сторонник может получить бесплатную юридическую помощь или воспользоваться имеющейся у вас оргтехникой. В любом случае, дивиденды для сторонников должны быть столь ощутимыми, чтобы тем было выгоднее подчеркивать факт своего членства в объединении, а не скрывать его. Последний из основных видов политических дивидендов — это инвестиционные возможности. Наличие политического капитала должно давать вам возможность заниматься хоть каким-то видом благотворительности, пусть и неофициальной, чтобы укреплять собственный имидж. Пусть эта благотворительность и не выражается в денежной форме, а представляет собой хотя бы безвозмездную помощь в решении каких-либо вопросов. Кредиты и их возврат Одна из особенностей политического капитала — то, что его основу составляют выданные вам «кредиты», которые вы «крутите» и многократно преумножаете. Большей частью это кредит доверия, выданный вам нередко без каких-либо гарантий. Обычно любое общественное объединение, только начинающее свою деятельность, получает под гарантию своего первоначального имиджа определенный кредит доверия, размер которого зависит от профессионализма имиджмейкеров. Пока объединению еще не удалось показать себя с х |