Содержание

Назад  • Дальше



IV. От дагерротипа — к кинематографу


Как мы могли видеть, появление того или иного техническо­го новшества стимулируется, с одной стороны, потребностями эпохи, а с другой, — уровнем развития науки и техники в данный период.

Если смотреть в корень, изобретение и развитие фотографии во многом обязано событиям, связанным с Великой французс­кой революцией (1789-1794), которая способствовала бурному росту так называемого «третьего сословия», то есть нарождаю­щейся буржуазии. Сопровождавшая этот процесс демократиза­ция общества не могла не отразиться и на культурной жизни об­щества. Новый класс был гораздо многочисленней уходившей в прошлое феодальной аристократии, но хотел так же, как бывшая социальная верхушка, иметь у себя изображения предков, зака­зывать собственные портреты и портреты родных и близких. Но поскольку прижимистым буржуа не хотелось тратить больших денег на художников (да и художников уже на всех не хватало), то изобретение фотографии пришлось в тот момент как нельзя кстати. Если самый плодовитый художник мог сделать за год 30-50 портретов, то фотограф уже в самом начале развития фо­тотехники был способен снять за этот же период более тысячи фотографий. Так что неудивительно, что именно во Франции, первой прорубившей окно в новую эпоху, и начинает развиваться искусство фотографии, а затем кино.

Что же касается научно-технического фактора, то если изоб­ретение радио обязано достижениям физики, то появление фото­графии связано прежде всего с успехами химии. Первым существенным вкладом в создание реальных условий для изобретения фотографического процесса стало открытие немецкого вра­ча Йогана Генриха Шульце, обнаружившего в 1725 году фено­мен чувствительности солей серебра к свету.

Суть данного явления состоит в том, что под воздействием световых волн происходит разложение этих серебряных солей. Этот невидимый глазу процесс, результаты которого естествен­но могут сохраняться лишь в темноте, становится видимым после того, как фотоэмульсия будет обработана соответствую­щим химическим раствором. При проявлении серебряная соль на освещенных местах восстанавливается, то есть разлагается с выделением металлического серебра черного света.

Сам световой рисунок, фиксируемый на фотоэмульсии, фор­мируется благодаря использованию объектива, то есть линзы или системы линз.

Идея получения на плоскости фотографического изображе­ния известна с давних пор. Еще до изобретения линзы было за­мечено, что свет, проходя через крошечное отверстие, дает в темной комнате на стене или на листе перевернутое изображе­ние освещенного объекта, находящегося перед отверстием. Пользуясь этим эффектом, некоторые художники для быстроты дела усаживали свою модель перед таким своего рода объекти­вом и шли в расположенную за объективом «camera obscura» (буквально — «темная комната»). Там на лист бумаги или на холст проецировался вверх ногами образ портретируемого, и ху­дожник быстренько обводил углем проецируемые очертания.

Открытие принципа камеры-обскуры долгое время приписы­валось Роджеру Бэкону (1214-1294), но в книге супругов Гернсгейм «История фотографии» доказывается, что подобный прин­цип получения оптического изображения был известен гораздо раньше — у